Давно и с тревогой в душе ожидал выхода в свет нового, эпохального творения Михалкова, уже заочно названного самим режиссером «Великим фильмом о великой войне».
Понимая, что после всех скандалов, связанных с издевательством интернет-сообщества над Великим Фильмом и Великим Режиссером, а также после премьеры в Кремле, билеты достать в первый день проката будет абсолютно невозможно, я, как ушлый парень, позвонил знакомому в сеть Каро и попросил зарезервировать билеты на хорошие места в Октябрь. Когда человек тянется к прекрасному и светлому, ему не принято отказывать и мне пообещали зарезервировать самые лучшие места.
Накануне раздался тревожный звонок. Октябрь готовится к какому-то важному мероприятию в пятницу, сеанс отменили и мне было предложено смотреть Великий Фильм в любом из кинотеатров сети. Я выбрал Пушкинский. По моим прогнозам, большой экран этого кинотеатра как раз и должен был вместить все эмоции Великого Режиссера, но я опасался, что в связи с отменой сеанса в Октябре, могут быть проблемы с моими заветными билетами. Поэтому решил приехать пораньше.
И вот, погожим вечером четверга, около 22 часов, я, мысленно благоговея перед предстоящим просмотром Великого Фильма, поднимаюсь по легендарным ступенькам Пушкинского. До меня по ним ступала нога Великого Режиссера, когда он шастил в смокинге на Московском кинофестивале.
Первое, что меня поразило – полное отсутствие людей. Обычно тусовка, какая-то молодежь глыть-глыть пивче из бутылок, приезжие снуют, и вообще – жизнь, так сказать бурлит. А тут тишина. Пара человек торопливо спешат в сторону метро. «Сеанс отменили!» - мелькнула паническая мысль! Но нет, в кассах приглушенно горит свет, в пустом помещении даже как-то неловко было идти к окошку сонного администратора и получать контромарки.
В фойе, где в обычное время толпится лохня за попкорном было непривычно пустынно и гулко. В кафе сидело несколько человек и пили кофе. Разговаривали мы шепотом, потому что даже музыка не играла. Короче, какой-то пыздэц и полная противоположность Аватару. То есть Аватаром и не пахло.
Через пол-часа мы сидели в зале на 2000 мест и кроме нас в нем было человек 50. То есть, в первый день выхода в прокат зал был заполнен на 2%.
Но собственно, о фильме. Оговорюсь сразу – я считаю Михалкова талантливым режиссером, и талантливым актером. Я очень люблю его ранние фильмы, спокойно, но с уважением отношусь к поздним. Я не питаю иллюзий касательно того, какой он человек, я не разделяю его взгляды и не являюсь поклонником его усов. Я просто пришел смотреть его новый фильм, хотя бы потому, что не посмотреть его нельзя – режиссер такого уровня стоит потраченных 300 рублей за билет. (а в моем случае вообще бесплатно).
Через 3 часа (да-да!) я вышел на улицу, под холодный накрапывающий дождик с полным ощущением того, что абсолютно никаких эмоций у меня этот фильм не вызвал. Это очень грустно, потому что для Великого Режиссера (как и для любой женщины) самое старшное, что только может быть – это равнодушие. Фильм мог не понравиться, я мог бы его обосрать в совоей обсерватории по полной. Он мог мне понравиться и я хвалил бы его и рекомендовал Вам посмотреть. Но увы. Увы. Я не бью тарелок, не уезжаю посреди ночи, не влепляю пощёчину, не напиваюсь, не ору и не говорю гадости. Я смотрю на неё абсолютно равнодушно, думаю о своём, пока она выговаривается, закуриваю, делаю кофе и вспоминаю, что надо бы фильтров к кофейнику завтра купить, а она говорит, говорит, говорит. Говорит три часа подряд. А когда замолкает, она понимает, что я даже растерян оттого, что она вдруг замолчала. Потому что я не могу вспомнить, ничего из того, что она говорила всё это время. Обычно после этого женщины плачут, поскольку как я сказал, ничто не ранит их сильней, чем равнодушие.
К счастью, я не сожительствую с Михалковым и я надеюсь, он никогда не прочитает этот текст. Потому что мне не хочется расстраивать его. Расстраивать своим полным равнодушием к происходящему на экране. К героям, к войне, показанной в этом фильме. Увы, но ничто и никто в УС-2 не цепляет, не заставляет сопереживать. Не подкатывает комок к горлу, как это было в первой части. Не жалко легендарного комдива Котова, не жалко его дочь, ставшей фронотовой медсестрой. Не впечатляют отрезанные ноги и руки, крупным планом. Не вызывавет никаких эмоций заплывший жиром Меньшиков, старательно таращащий подведенные глаза. Не испытываешь никакой радости за героев, успешно сбежавших из лагеря в 41-м. Сам лагерь выглядит настолько неубедительно, что совершенно не веришь в реальность происходящего. Может быть у меня так, потому что недавно я прочитал Крутой Маршрут Евгении Гинзбург – вот где эмоции, вот где страдания, любовь, смерть, слёзы. А тут – пустышка. Нет ни жалости, ни печали. Но и не скучаешь. То есть вроде как все катится так вполне себе спокойно, по накатанной и ладно… В принципе можно было бы из этого сделать и короткометражку, а можно было бы и эпохальную сагу на 6 часов (Михалков явно выбрал второй вариант). Но что 6 часов, что час тридцать – никакой разницы. Что воля, что неволя – всё едино…
Но кое-что всё же удалось выцепить.
Из явных минусов:
- Постоянное заигрывание с религией. Это что, блять, продакт плейсмент РПЦ? Кресты, иконы, молитвы, военизированные попы, святое спасение… Религия это вопрос интимный, как мне кажется, а тут он навязчиво культивируется и постоянно лезет в кадр, как майонез у Бекмамбетова.
- Странная перчатка на руке у Михалкова, которую он носит в том числе и в лагере. (он явно Гизбург не читал – она б очень смеялась). Перчатка со стальными фалангами, из которой периодически вылезает железный коготь. Это что - реквизит, блять, из фильма Железный Человек – 2?
- В фильме ругаются матом. Но тихонько и нежно, как ладошкой по пизде. Четыре раза застенчиво произносится слово «бля» и один раз по слогам «пи-здец».
- Все герои киноленты сверкают в полутьму кинозала белоснежными зубами. Сами они в лагере, в окопе, под обстрелом, в землянке, в бою, рваные и грязные, мертвые и еще живые. Но их зубы белоснежны и чисты. Орбит Сладкая мята? Дирол с ксилитом? Мастердент - сеть стоматолгий? Лакалют в конце концов? (см. иллюстрацию)?
Из явных плюсов:
- Созвездие актеров. Валентин Гафт, Сергей Петренко, Александр Адабашьян, Мария Шукшина, Сергей Гармаш, Валерий Золотухин и др. Только Никита Сергеич мог собрать такое количество талантливых и известных актеров, чтобы каждый из них произнес «Кушать подано» и после сразу умер.
- Замечательно играет Миронов. Гениальный актер своим талантом вносит хоть какие-то эмоции в одном из эпизодов фильма. Впрочем, его тоже быстренько убивают, видимо, чтобы не отсвечивал Великому Актеру.
- Немцы в фильме показаны так, чтобы можно было потом прокатывать ленту в Германии. То есть, они , как бы все пидорасы и враги, но и среди них встречались приличные, совестливые люди.
- Парусиновые, широкие штаны-клёш Михалкова, явно оставшиеся со времен «Свой среди чужих». Здесь, на солдате, воюющем на передовой они смотрятся как на негре валенки, но вызывают у внимательной публики ностальгические воспоминания по тем временам, когда Михалков снимал хорошее кино. Они появляются в кадре в самом конце фильма, так что если Вы хотите их увидеть, придется сидеть до конца.
Утомленные солнцем -2: Предстояние
В кинотеатрах москвы с 22 апреля.