Previous Entry Поделиться Next Entry
МОСКОВСКАЯ ОКРУЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
finskirobot
У меня случайно оказалася в руках  антикварный презентационный альбом по Московской Окружной Железной Дороге (не собянинской - современной и унылой, попутно сопровождавшейся сносом многих оставшихся в живых объектов той, самой первой железной дороги вокруг Москвы).

В далеком 1903 году дорога задумывалась как грузо-пассажирская. Изначально планировалась сделать 4 кольца  - 2 для грузовых поездов и 2 для пассажирских. Но нехватка финансов заставила сократить проект и в результате дорогу решено было делать двухпутевой.
Без ксероксов, компьютеров, вотсапов, принтеров и электронной почты Московскую Окружную. Железную Дорогу построили  за 5 лет.  И не просто рельсы на пол положили, а сделали мосты, переезды, осушили  болота, прошли леса, открыли кучу зданий на станциях и полустанках. Снабдили всё это отапливаемыми  залами ожидания для пассажиров, отапливаемыми раздельными туалетами, билетными кассами, комнатами для хранения и подачи багажа, электронными часами Буре, дубовой мебелью, а  сами здания подсветили. Работа была мало того что проделана колоссальная, так  ещё это всё было по последнему писку моды - над проектами трудились лучшие архитекторы железных дорог, поэтому весь ансамбль   зданий на 14 станциях был выполнен в  модном в то время стиле модерн. Здания выполнены в едином стиле, но для каждого здания разрабатывался свой, уникальный проект.

О том, как серьёзно, с вниманием к деталям и нюансам,  со вкусом, в какие-то совершенно фантастические сроки, но при этом с  высочайшим уровнем качества относились тогда к градостроительным работам можно судить по этому альбому.



Вот он. На самом деле - эта  довольно легкомысленная  книжечка  скорее всего была выпущена в качестве подарка при открытии дороги  или в качестве  путеводителя для "публики". Для специалистов же был издан тяжеленный огромный альбом со всеми чертежами, схемами и подробнейшим описанием каждого объекта Окружной Дороги.
http://humus.livejournal.com/3764996.html

Cover_001.jpg


Даже по оформлению видно, насколько пристальное внимание было уделено эстетике и деталям. Ведь чтобы издать такую книжку наняли отдельного фотографа, который проехал и сфотографировал каждую станцию. Специальный художник сделал оформление - разумеется всё в том же стиле модерн. График разработал для этой книжечки специальный шрифт. Вот как люди к делу относились.




В начале можно развернуть подробную карту  с указанием всех станций.  Полный круг занимал 2 часа 20 минут, а Владимир Алексеевич Гиляровский - репортер московской газеты прошел весь круг пешком для написания репортажа об открытии дороги.



Затем идут  фотографии мостов



Все мосты были разные. Ни одного одинакового.




Судя по тому, что некоторые из мостов служат  и по сей день, инженерная мысль того времени была не только красивой, но и технически-грамотной.





В альбоме давались и минимальные  инженерные сведения











На станции "Лихоборы" была предусмотрена кузница. Для неё был выполнен отдельный домик.


В альбоме  представлены даже трубопроводы.



И пешеходные переходы



Затем начинаются станционные фотографии


Посмотрите, как основательно всё делалось! Надо понимать, что кругом были поля и деревни, но
делали полноценные вокзалы, галереи, чтобы пассажиры не промокли под дождём во время посадки в поезд







Дом начальника станции и его помощника. Дом кондукторских бригад...



На некоторых станциях были построены жилые дома для проживания семей
железнодорожников, работавших на дороге. (революция, как вы можете догадаться, положила конец всему этому беспределу, теперь для проживания используюся бараки и общежития)




А вы посмотрите какая сказочная архитектура русского модерна! Да я б сразу пошел помощником начальника на станцию Угрешская, лишь бы жить в таком домике.




Дом начальника участка тяги станции Лихоборы может легко конкурировать с особняками на Рублёвке.
По крайней мере стилем и красотой.


Больница, сторожка, дом паровозных бригад, дом коменданта при продовольственно пункте...


Интересно, что все пассажирские строения располагались с внутренней стороны кольца, а служебные, грузовые и прочие - с внешней.


Главной станцией была станция Лихоборы - здесь располагалось больше всего построек и паровозное депо, поэтому она является "нулевым километром" дороги, но торжественная церемония открытия  состоялась 19 июля 1908-го года  на станции Серебряный Бор, тоже одной из крупнейших.



В конце был расположен план остановок с указанием названий всех станций и ещё кучи дополнитеьных свдений.





А  что сегодня?   К сожалению, РЖД вообще не понимали и сейчас не понимают каким бриллиантовым колье они  обладают, поэтому часть зданий снесена, часть замурована в сайдинг и в них организованы бани, часть находится в более-менее приличном состоянии. Из крупных пунктов, утраченных полностью - станция Братцево, которую в войну разрушил фашистский снаряд и остановочный пункт Военное Поле, который при советской власти использовался как склад, а потом был полностью снесен вместе с жилым домом.

Благодаря  необходимости пустить пыль в глаза Собянину при открытии пассажирского движения по МКЖД, все строения более-менее привели в порядок - по крайней мере снаружи. Подкрасили и вокруг обильно насадили травку. О том, как там было сразу после открытия лучше всего почитать вот тут: http://deadokey.livejournal.com/226499.html

О том, что будет дальше лучше не задумываться, поскольку  так как было когда-то уже не будет никогда.

  • 1
А что тогда? Одна из причин революции - полный коллапс железнодорожных перевозок в стране.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account