Previous Entry Поделиться Next Entry
ОБ ИСТОРИИ СМЕШНО
finskirobot
Здесь  много текста, но это очень смешно. Стоит того, чтобы прочесть.


самое поразительное в монголо-татарском иге не то, что его не было (об этом чуть позже), а то, что его нет.
исторический период, известный в нашей стране каждому ребенку, поразительно мало изучен и почти не интересен историкам со всего мира.
если при разговоре с зарубежным историком вы ввернете что-нибудь про tatar/mongol yoke, вас могут и не понять.
золотая орда есть, монгольское нашествие есть, а татарского ига — нет.

собственно, и не было — само словосочетание придумали поляки в конце пятнадцатого века, а в россии, несмотря на кажущуюся старо-славянскость слова "иго", о нем не знали еще лет сто.
не было, конечно, не в духе фоменко, который считает, что гарри каспаров, иван грозный и табуретка это один и тот же человек.
нашествие, конечно, было.
со всем остальным немного сложнее.

как я в детстве себе представлял татарское иго. жила-была золотая русь, играла на гуслях, плела венки. вдруг откуда ни возьмись татаро-монголы. русские богатыри давай с ними биться, развернулась настоящая партизанская борьба, даже дети вели себя как пионеры-герои и вот, не прошло и двухсот лет, как русь освободилась от иностранных захватчиков, которые так и не попробовали наш вересковый мед.

теперь вы знаете, что главное о жизни я узнал из мультфильмов, но неважно.

все было не так.
во-первых, не было никакой руси.
была кучка мелких и не очень княжеств и новгородская республика, которой тоже управлял князь, но для продвинутых новгородцев князь был наемным менеджером, поэтому они князей то зазывали, то прогоняли.
знаменитого александра невского прогоняли и зазывали обратно несколько раз, такой он был полезный, но невыносимый.

все эти княжества грызлись между собой, с запада им угрожали тевтонцы и литовцы (а литовцы тогда были сила, это сейчас их пойди найди на карте), с востока — всякие половцы, волжские булгары и, как мы знаем, монголы.
невский известен каждому школьнику как полководец, который разгромил рыцарей и примкнувших к ним эстонцев на чудском озере, хотя по поводу масштаба этого сражения единого мнения у историков нет.
в русских летописях сказано, что на озере погибло четыреста рыцарей, и еще пятьдесят русские взяли в плен. ливонская хроника (написанная, правда, позже) утверждает, что погибло всего двадцать рыцарей, а в плен взяли шестерых.
трогательно, что судьба примкнувших эстонцев ни одну сторону особо не интересовала. русский летописец хладнокровно отмечает, что их полегло без счету, ливонский не упоминает вообще.
в любом случае, оба летописца солидарны в том, что никакие рыцари не проваливались ни под какой лед, и мы знаем, что после побед невского на западном фронте экспансия тевтонцев на восток прекратилась.
правда, на примере евреев и монголов мы так же знаем, что корреляция не всегда означает причинно-следственную связь, но победителей не судят.

папа иннокентий iv, который переписывался с великим ханом, писал, кстати, и александру невскому с предложением руки и католицизма, но, возможно, невский его не понял.

удивительно, но с тем же рвением, с которым александр невский отражал нападения с запада, он поддержал золотую орду.
мы, разумеется, не имеем ни малейшего понятия, почему. да и откуда — мы рыцарей сосчитать не можем.
есть несколько версий разной степени испорченности.
согласно первой, александр невский как мудрый полководец понимал, что с угрозой с запада россии в одиночку не справиться и сознательно заручился поддержкой орды. если верить этой версии до конца, то дань это вовсе и не дань, а плата монгольским наемникам, которые, в случае чего, должны были погрозить шведу.
ну или просто выбрал из двух зол — меньшее, в смысле большее.
согласно второй, александр невский как мудрый политик понимал, что орда это, в общем, неплохой инструмент для того, чтобы прищучить своих же.

русские князья этим инструментом пользовались напропалую. если раньше тебе нужно было собирать войско, воевать, да еще неизвестно, как пойдет, то теперь можно было просто метнуться в орду, шепнуть пару слов и вернуться с документом, согласно которому князь теперь ты.

сам александр на этом слегка погорел.
однажды он приехал к батыю и рассказал, что брат его андрей — нехороший человек, редиска, захватил княжение во владимире, а сам, небось, и дань-то платит не полностью.
скорее всего, александр просто хотел получить от батыя обычную бюрократическую отписку, а про дань наябедничал, чтобы у батыя был хоть какой-то формальный повод княжение у андрея отобрать.
но батый к обвинениям отнесся серьезно, собрал рать и выдвинулся во владимир.
через несколько месяцев разбитый наголову андрей прячется в швеции, а александр невский теперь владимирский князь, но как-то неудобно вышло.

бывало и наоборот: когда новгородцы отказались участвовать в монгольской переписи, в городе внезапно появился невский, вырезал паре человек глаза и уши и внезапно убедил горожан в том, что в переписи ничего плохого нет.

можно, конечно, себе представить, как он злился на новгородцев.
ну, т.е. реально, живота своего не щадишь, ездишь каждые полгода к этим татарам, шуткам их смеешься, бухаешь с ними неделями — и все ради того, чтобы нормально все было, по-людски, без живодерства.
а тут эти тупые новгородцы отказываются участвовать в переписи, трудно им, видите ли, социолога в избу впустить.

а перепись была нужна как раз для того, чтобы правильно, по науке, собирать дань.
в монгольской империи была довольно сложно устроенная бухгалтерия — монголы, как мы знаем, не особенно вмешивались в хозяйственную деятельность подчиненных субъектов, но стремились к примерно одинаковой эффективности завоеванных земель. а измерить ее было сложно, потому что экономика в разных местах устроена по-разному, да что там экономика, меры веса и то разные.
и, в общем, версия 1.0, которую монголы еще много раз усовершенствуют, базировалась на переписи.
перепись монголы, никому не доверяя, с третьей или четвертой попытки организовали сами, но дальше расслабились, наивно полагая, что разумно устроенная система, если подкрепить ее правдоподобными угрозами, будет приносить деньги сама по себе.

тут-то россия их и поглотила.

поскольку сбор дани был довольно дорогим и нервным мероприятием, монголы отдали его на аутсорс откупщикам.
откупщики сами выплачивали расчетную величину дани монголам, и только потом собирали дань с населения. собственно, предполагалось, что на разнице между расчетной и фактической данью можно хорошо заработать.

где-нибудь в швеции наверняка такое прокатило бы, но русский народ не проведешь.

— дань давай, — говорил откупщик гражданину новгородской республики.
— а ты кто? — говорил гражданин, выковыривая семку из зуба.
— откупщик, — говорил откупщик.
— а дань кому? — говорил гражданин.
— монголам, — говорил откупщик.
— так монголам и отдам, — говорил гражданин.
— так монголам я уже отдал, — говорил откупщик, начиная отчего-то переживать.
— то есть, получается, мы с тобой монголам ничего не должны, — кивал гражданин.

в общем, у откупщиков с местным населением начались конфликты, и население даже как-то хотело откупщиков порезать, чтобы не нудели, но под влиянием князей просто изгнало их из городов.

— ну ладно, — сказали монголы князьям, — нам же проще. собирайте дань сами.

тут-то нам поперла такая карта, что ух.

во-первых, дань можно было собрать чуть пораньше и прокрутить.
во-вторых, дань можно было собрать большую, а отдать маленькую.
в-третьих, дань можно было вообще не отдавать, если отношения с ордой почему-то портились (а портились они регулярно).

замечательная история про деньги, любовь и смерть случилась с князем юрием даниловичем, внуком александра невского.
юрий был женат на сестре хана золотой орды узбека (это имя) — агафье. на самом деле, звали ее, конечно, иначе, но юрий называл ее именно так.
работал юрий в московском княжестве князем.

примерно в это же время в твери работал князем михаил ярославич, с которым у юрия были терки. в частности, юрий хотел быть князем во владимире, но михаил подсуетился и первым выправил себе ярлык на княжение.
ну и другие были темы. тут же дело не только в том, где ты князь, а в том, что где ты князь, там ты и дань собираешь.
и как-то, знаете, слово за слово, год за годом, напряжение нарастает, и вот юрий договорился с татарами и на михаила напал.
причем он с татарами договорился не через орду, а так, в свободное от работы время.
и на беду михаил разбил объединенное войско юрия и татар, и взял в плен жену юрия, агафью, а она в плену возьми да и умри.

после этого обоих вызвали в орду, где слегка подуставший от русских драм узбек над михаилом долго издевался, а потом казнил.
это было очень обидно, потому что по сути вопроса прав был, конечно, михаил, но ему дико не повезло, что жена юрия была сестрой узбека, это все испортило.
великим князем стал юрий. но надолго его не хватило.

в 1321 году сын михаила, дмитрий, передал юрию тверскую часть дани — две тысячи рублей.
юрий вместо того, чтобы отдать эти деньги орде, отвез их в новгород и отдал под проценты купцам.
в общем, у шуры балаганова был исторический прототип.
дмитрий вместо того, чтобы помочь товарищу уйти с преступного пути, поехал в орду и заложил юрия.
так великим князем стал дмитрий.

но надолго его не хватило.

в конце 1325 года дмитрий и юрий снова встретились в орде, и дмитрий внезапно зарубил юрия на почве личной неприязни.
ну, т.е. семь лет все было нормально, а тут он вспомнил про отца.
да что там семь лет — родной брат дмитрия, константин, уже после гибели михаила женился на дочери юрия.
— костян, — говорит дмитрий, — я тут это, вчера, тестя твоего как бы... сам не знаю, что на меня нашло. ты как-нибудь соне своей помягче расскажи, а то неудобно вышло.

я думаю, что хан узбек охреневал от всей этой санта-барбары, замешанной на воровстве, лукавстве, слабоумии и отваге.
узбек, кстати, был мусульманином и в какой-то момент даже подумывал насильно обратить русь в ислам (монгольская империя трещала по швам, и узбек предполагал, что отдельными заветами чингиз-хана можно уже и пренебречь), однако приглядевшись к вверенной ему территории, решил не связываться.

круче этого только история двух других московских князей, живших на сто лет позже — василия косого и василия темного.
сначала их называли просто василий и василий, но потом один василий напал на другого и за подлость выколол ему глаз.
так один василий стал косым, а второй все еще был просто василий.
но у василия косого был брат дмитрий, который поначалу был на стороне просто василия, но через девять лет, вспомнив про своего окривевшего брата, осерчал и выколол второму василию уже два глаза.
(как вы понимаете, надолго дмитрия не хватило).
это просто удивительно, что церковь никого из них не канонизировала.

русская церковь, кстати, еще с середины тринадцатого века усиленно молилась за здоровье сначала батыя, а потом всех остальных ханов орды, подвинув из списков за здравие византийского императора.
монголы были обеими руками за свободу религий и даже освобождали служителей культа от налогов, но взамен требовали немного лояльности.

в общем, русская жизнь потихоньку затягивала ханов и их приспешников в болото взаимных русских обид и обманутых надежд.
русские платили через два года на третий, при малейшей попытке устраивали на пустом месте свалку и, кажется, даже почта не работала так, как надо, даром, что русские позаимствовали у монголов слово "ям" для того, чтобы называть ямщиков ямщиками.
как только золотая орда собиралась идти с кем-то воевать и требовала от властей русских рекрутов, внезапно оказывалось, что у русских уже идет сразу три бессмысленных войны, и вот прямо сейчас идти воевать за монгольскую империю некому.
— у нас тут тверь на суздаль пошла. мы же не можем все бросить и разойтись.
князья отказывались приезжать в орду, потому что боялись, что их там убьют (ну, для этого-то основания были).

все это усугублялось центробежными тенденциями в самой империи, которая разваливалась в отсутствие лидера, способного управлять такой махиной, и из-за эпидемии чумы, которая поставила жирную точку на монгольских попытках установить мировое господство.

в итоге у монголов на руках оказалась большая, скандальная, но с экономической точки зрения почти бессмысленная территория.
шах и мат, чингиз-хан.

общепринятая точка зрения, почерпнутая мной из мультиков, заключается в том, что татаро-монгольское иго отбросило нашу страну на несколько сотен лет назад, но я в этом не уверен.
разумеется, вторжение было жестоким, и набеги после вторжения тоже были жестокими, и были в истории золотой орды периоды, когда наших предков тупо угоняли в рабство и продавали генуэзским торговцам, у которых тогда были точки в крыму (это, к слову о том, чей он, если заглянуть, так сказать, в глубину времен).
но в то же время монголы принесли в россию почту, налоговую систему, властную вертикаль и дороги.
усиление москвы как центра русской жизни — тоже следствие монгольской агрессии.

не могу сказать, что властная вертикаль мне кажется такой уж хорошей штукой, особенно если вспомнить, что в китае в это же время монголо-татарские захватчики построили 20 тысяч школ.
но дареному прогрессу в зубы не смотрят.

кроме того, мы привыкли считать, что победа над ордой состоялась на куликовом поле, но это не так.
даже формально татаро-монголы не отпускали русь еще в течение ста лет после этого.
но главная наша победа состоялась раньше и заключалась она в поражении.
с сусаниным мы этот прием подняли на недосягаемую высоту, но с ордой тоже получилось хорошо, только долго.
брюс ли, который попадает в замок кафки, обречен. главное — ему не мешать. пусть сам все исследует и разберется.

это, конечно, фантазия, но мне хочется верить, что александр невский это понимал.
— значит так, мужики, — говорит невский остальным князьям, — я все придумал. план такой. сдаемся. отравим их собой изнутри.
— в смысле, урожай потравим? — поднимает голову ярослав.
— нет-нет, — говорит невский. — не нужно ничего травить. пусть гниет, как обычно.
— обозы сожжем? — с надеждой спрашивает данила галицкий.
— у них нет обозов, — говорит невский, — и нет, ничего сжигать не надо. ведите себя естественно.
— работать хуже будем?
— куда ж хуже, — злится невский.
— ну, может, нам сплотиться хотя бы? — говорит кто-то с галерки. — для борьбы и все такое.
— ни в коем случае, — говорит невский. — это все испортит. смотрите, что мы сделаем. мы будем вести себя как...

но он не может закончить, потому что на галерке начинается жестокая пьяная драка.
александр отходит в сторону от коллег и улыбается.

P.S. предыдущие посты были очень вольным, но пересказом книжки genghis khan and the making of the modern world by jack weatherford. про татаро-монгольское иго в ней не очень много, но я заинтересовался и просмотрел сколько-то статей и книжек на эту тему, включая гумилева (прекрасен, безумен, но завирается), гальперина и чернявского. при этом я не историк, свое знание этого периода не могу назвать даже поверхностным и когда мне казалось, что история получается чуть интереснее, если правильно расставить акценты, я их без всяких сомнений расставлял. я старался, чтобы в тексте не было фактических ошибок (разве что первому василию могли выколоть все-таки оба глаза, а не один, тут я не уверен), но, разумеется, не думаю, что все мои интерпретации верны. это не глава из учебника истории, это просто пост в фейсбуке, спасибо.


АПД:  автор вот - https://www.facebook.com/vguriev/posts/10153648091158305?fref=nf

  • 1
За исключением вольности выражений очень совпадает с новейшей историей Б.Акунина.

(Анонимно)
Смешно. А как в фейсбуке автора найти?

А еще есть? ) Другие периоды в вольном пересказе?


Получил невыносимое удовольствие!

Принудил получить невыносимое удовольствие от чтения и стаю друзей. Сидят - учат...понесут в ширнармассы.

Справедливости ради, хотелось бы ссыль на автора приложить.
https://www.facebook.com/vguriev/posts/10153648091158305?fref=nf

История идеализируется, а нюансы опускаются. Поэтому везде практикуется выдавать в более светлом виде людей которые вершили историю, ибо нет смысла пытаться показать объективность. Для потребителя, можно объяснить так: одно и то же если Вы пришли в магазин, а Вам не нахваливают товар, а говорят о его недостатках. Допустим это сделают в отношении одного товара, а если в отношении всех товаров, выполняющих заданную функцию? Поэтому все герои и святые обладали присущими человеку недостатками, а показывается и восхваляется положительные качества. «Джентльмен» - галантный мужчина, олицетворяет честь достоинство и ещё дюжину положительных мужских качеств, но если посмотреть в прошлое на 300 лет, то для джентльменов того времени не было зазорным, ради потехи, убить простолюдина, или ворваться в дом к простолюдину и над всеми в нём издеваться и насиловать. И ни каких наказаний за этим не следовало, казалось бы в развитой на то время Англии. Прообраз героя романа о Джеке-потрошителе не попал бы на литературные строки если бы он не замочил случайно парочку шлюх, которые пользовались спросом у знати. Подобными Джеками-потрошителями Англия пестрила. Та же Англия и Германия в эпоху процветания Римской Империи была всего лишь кучкой недоразветых племён со своими междоусобными войнами. Можно сказать сотни лет римского иго сделал из англичан аристократов, а из немцев перфекционистов. Поэтому тоже самое антиэпическое можно написать про историю иных государств, но видимо у подобных представителей псевдоисториковедов эрудиции не хватает изучать архивы других стран.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account